Наша технология

  Финифть – удивительное искусство, сочетающее в себе твердость металла и прозрачность стекла, тонкость ювелирного дела и экспрессию живописи.

  Финифть – один из сложнейших в техническом смысле видов искусства. В изготовлении изделия из финифти задействованы множество специалистов, от профессионализма каждого из которых зависит, появится ли работа на свет. Производство финифти состоит из ряда ответственных этапов, и на каждом из них есть риск потерять работу навсегда.

Однако цель оправдывает средства. Финифть – самая долговечная из технологий изобразительного искусства. Прозрачная, как роса; живая, как звёзды; переливающаяся подобно лунному камню, словно светящаяся изнутри, она сохранит эти свойства на протяжении многих веков. И каждый раз мы, глядя на законченное произведение, забываем обо всех трудностях и с вдохновением приступаем к новой работе. 

 

 

  Самым важным  и сложным этапом в любой работе, даже если речь идет о копии, является работа над эскизом произведения.  При создании эмалевой миниатюры от всех участников процесса требуется слаженная работа, невозможная без детального эскиза. Дизайн оправы, композиция художественного произведения и все необходимые чертежи  должны быть продуманы заранее. После утверждения эскиза начинается параллельная работа нескольких мастеров.
Работа над эскизом

 

  Эмальерная пластина - основа произведения. Она является точкой отсчета для всей остальной работы. Из листа меди вырезается пластина нужной формы, которую затем выковывают при помощи специальных молоточков, придавая пластине выпуклую форму. После выковки пластину поэтапно покрывают разными сортами эмали, нанося ее через мелкое сито. Каждый новый слой эмали обжигают при температуре 700- 900ᵒ С.

Выковывание медной пластиныПокрытие пластины эмалью

 

  Для росписи эмальерных пластин используют дорогостоящие надглазурные краски, представляющие собой тонкотёртый порошок из смеси пигментов с флюсами. Живописный процесс состоит из нескольких этапов, каждый из которых  завершается обжигом в муфельной печи. Разные группы красок требуют разной температуры обжига, некоторые краски нельзя смешивать друг с другом, поэтому рисунок и первую прописку (подмалевок) делают  красками с более высокой температурой обжига, а низкотемпературные краски добавляют на последних прописках. Однако художник всегда старается уменьшить количество обжигов, так как  каждый обжиг – это риск  потерять работу навсегда.

Рисунок и начало первой пропискиТретья пропискаОбжиг в муфельной печи

 

  Даже при самом тщательном соблюдении технологий во время обжига эмальерная пластина может лопнуть, краска – не вплавиться в эмаль и так далее. И чем ближе работа к завершению, тем выше риск. Именно поэтому в среднем работа делается в 3-4 обжига, однако бывают ситуации, когда приходится совершать 10-12 обжигов. В работе художники также используют сусальное золото и серебро, жидкий раствор золота и серебра, различные флюсы, горячие эмали  и т.п.

 

Окалина на ликеПосле изъятия окалиныРазрывы на слое эмали

 

 Не менее сложна работа ювелира. Оправа для миниатюры может изготавливаться из различных металлов – меди, латуни, мельхиора, серебра, золота. Произведение может быть украшено традиционной для ростовской финифти сканью, гравировкой, горячими или холодными эмалями, камнями и пр. Ювелир вырезает по чертежам необходимые элементы оправы, собирает их воедино, а затем сплавляет их при помощи серебряного припоя. После этого оправа украшается эмалями (горячие эмали требуют одного или нескольких обжигов в муфельной печи), гравируется и полируется. В общей сложности работа над созданием эмалевой миниатюры может длиться от нескольких недель до года.

 Подгонка элементов оправыПриготовление серебряного припояСплавление элементов ювелирной оправы

  Этап сборки – самый радостный и волнующий момент в работе. Все элементы готовы, все сложности уже позади. Работа по сути уже завершена, и остаются лишь приятные мелочи -  сделать фотографии работы и добавить их в наш интернет-магазин.

 

 

 Анна Полякова.

Художник, искусствовед.

Фото - Алексей Поляков.